Главная Лекции Студенту Форум
 

Разделы сайта

Главная
ТММ
Математика
Теория вероятностей
Делопроизводство
Финансы и кредит
Экономика
Студенту
Контакты
Links

Реклама на сайте

 

 

Здесь могла быть ваша реклама...

 

 

 

1. Предмет и методы философии
 2. Функции философии
 
3. Основной вопрос и основные направления философии

 
4. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
 5. Философия софистов и Сократа
 6. Философия Платона
 7. Философия Аристотеля
 8. Теологическая философия средних веков
 9. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
 10. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
 11. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)
 12. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
 13. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
 14. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
 15. Философия Людвига Фейербаха – завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
 16. Философия марксизма
 
17. Философия позитивизма Огюста Конта

 
18. Бытие
 19. Материя (материальное бытие)
 20. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
 21. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
 22. Диалектика
 23. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
 24. Общество
 25. Общество и природа
 26. Познание (гносеология)
 27. Философия истории
 
28. Общая характеристика русской философии
 29. Русская философия XIX в.
 
30. Русская философия ХХ в.

 
31. Современная теологическая философия
 32. Основные направления современной позитивистской философии
 
33. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)

 

Вернуться назад


 Философия Т. Гоббса. Учения о познании и о государстве. «Левиафан»

 

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

был убежденным материалистом;

считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

разработал теорию государства;

первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение  о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их последующую классификацию:

сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);

метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;

естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т.д.);

произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

знаки и роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т.д.);

знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

человек обладает изначально злой природой;

движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;

в целях совместного выживания люди заключили свои притязания и «право всех на все»;

для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство;

чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Предпосылки и общая характеристика английской философии нового времени
Ф. Бекон – основоположник эмпирического направления в философии
Индукция как главный метод эмпирического познания
Три пути познания Бэкона

Препятствия на пути познания («призраки»)
Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона
Философия Дж. Локка. Tabula rasa. Разделение властей


 

 

Copyright 2005 Int.

Информация о сайте  |  Контакты