Финансы и Кредит » Форма расчетов в хозяйственной сфере

Форма расчетов в хозяйственной сфере

В безналичном хозяйственном обороте используются две основные группы расчетов: расчеты за товары и оказанные услуги; расчеты по нетоварным операциям с бюджетом, банками, по регулированию средств с вышестоящими организациями и т.д.

По обьему первая группа расчетов – наиболее значительная. Расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах.

Основу всех расчетов – наличных и безналичных составляет кредит. При этом имеются в виду не только кредит банка, т.е. банковские активные операции, но и кредит, предоставляемый банку – банковские пассивные операции, а также взаимные кредитные отношения между хозяйствующими органами.

В безналичных расчетах обязательно участвуют два (или более) хозяйствующих органа и банк. Без открытого в банке счета невозможно совершение жирооборота, т.е. платежей без участия наличных денег, расчетов путем записей по банковским счетам. Обслуживание платежного оборота банками заключается в отражении соответствующих сумм по активу или пассиву этих счетов.

Между банком и клиентом заключается договор банковского счета. По договору банк обязуется хранить денежные средства на счете клиента, зачислять поступающие на это счет суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче денег со счета и проведении других банковских операций, предусмотренных для счета данного вида законодательными актами, банковскими правилами и договором.

Для открытия счета в банк предоставляется заявление, свидетельствующее о регистрации, заверенная нотариусом карточка с образцами подписей и печати. Записи по открытым в банке счетам (или отражение операций в электронной памяти машины) представляют собой отражение денежных оборотов хозяйствующего субьекта.

В банковской бухгалтерии поступление денег на счета клиента отражается по кредитовой стороне счета, а остаток на каждый данный момент представляет кредитовое сальдо. Расходование средств со счета отражаются как дебетовые обороты. Как правило, остатки на расчетных счетах клиентов должны быть кредитовые. Возникновение дебетового сальдо (овердрафт) означает, что своих денег для платежей у клиента не хватало и он «залез» в долг.

Кроме расчетных в банках могут открываться и текущие счета (обычно для филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятий). Наряду с указанными счетами в банке хозяйствующим органом может быть открыт депозитный счет для хранения в течение определенного времени части средств предприятия.

Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать любую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяйственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств.

В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:

· платежными поручениями;

· чеками;

· аккредитивами;

· платежными поручениями-требованиями;

· платежными требованиями.

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение – документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручение действительно в течение 10 дней, не считая дня выписки.

Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Расчеты чеками

Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, депонированных, т.е. специально отложенных, на отдельном чековом счете 722 «Счет расчетных чеков». Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чеков). В данном случае банк должен гарантировать оплаты при временном отсутствии средств за счет выделенного кредита. Сумма гарантии банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается на внебалансовом счете 9925 «Гарантии, поручительства, выданные банком».

Расчеты аккредитивами

Аккредитив – обязательство банка, возникающее по поручению клиента, произвести поставщику платеж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнение условий договора. При данной форме расчетов платеж производится не в учреждении банка, обслуживающем покупателя, а по месту нахождения поставщика.

Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.

В современной практике используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные), отзывные и неотзывные.

При депонированном аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк), где эти средства учитываются на балансовом счете 720.

Непокрытый, но в то же время гарантированный аккредитив может применятся, если два банка, обслуживающие рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга.

Отзывный аккредитив сейчас применяется редко в расчетах, поскольку его условия могут быть изменены или он может быть аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывные аккредитивы применяются довольно часто, они обеспечивают твердое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий.

Расчеты покрытыми (депонированными) аккредитивами

Расчеты платежными требованиями-поручениями.

В рыночных условиях получили распространение расчеты платежными требованиями-поручениями, при которых поставщик предьявляет требование к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных документов стоимость поставленной продукции или выполненных работ

Расчеты платежными требованиями.

Платежные требования широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.

Платежное требование содержит все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, каковы его сортность, цена, время отгрузки, и т.п. Поставщик сам направляет эти документы плательщику, а поручает своему учреждению банка взыскать платеж. Следовательно, составленные документы поставщик передает в банк с поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкассо.