Финансы и Кредит » Управление финансами

1. Управление финансами

Управление финансами в РФ . Кардинальные вопросы финансового менеджмента. Финансовая политика. Содержание, задачи и типы финансовой политики. Современная финансовая политика РФ.

Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.

· Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федераций.

Основные задачи:

1. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета России.

2. Утверждение отчета о его исполнении.

3. Рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах.

4. Установление предельного размера внутреннего и внешнего государственного долга.

· Министерство финансов и его органы на местах.

Основные задачи:

1. Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.

2. Составление проекта и исполнение федерального бюджета.

3. Обеспечение устойчивости государственных финансов и их ак­тивного воздействия на социально-экономическое развитие стра­ны, на осуществление мер по развитию финансового рынка.

4. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ.

5. Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов.

6. Совершенствование методов бюджетного планирования, фи­нансирования и отчетности.

7. Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государ­ственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Функции Министерства Финансов:

1. Участвует в работе по составлению долговременных и крат­косрочных прогнозов функционирования экономики, совмест­но с федеральными органами исполнительной власти определя­ет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между феде­ральным бюджетом и государственными федеральными вне­бюджетными фондами;

2. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разраба­тывает проекты нормативов отчислений от федеральных нало­гов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

3. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

4. Разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по со­вершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в определении ценовой политики; принимает участие в работе по совершенствованию страхо­вой деятельности в стране;

5. Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних зай­мов РФ;

6. Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

7. Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудниче­ство с международными финансовыми организациями; разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Важнейшие департаменты Министерства финансов:

· бюджетный департамент;

· отраслевые департаменты фи­нансирования промышленности;

· строительства и строительной индустрии; транспортных систем и связи;

· сельского хозяйства пищевой промышленности и охраны природы;

· оборонного комплекса и др;

· иностранных кредитов и внешнего долга;

· на­логовых реформ;

· государственных ценных бумаг и финансового рынка и др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление федерального казначейства, от­вечающее за кассовое исполнение бюджета.

· Государственная налоговая служба РФ.

Призвана осуществлять контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Налоговые инспекции - органы Государственной налоговой службы РФ на местах.

Налоговые инспекции обязаны:

1.Действовать в строгом соответствии с законодательством; осуществлять контроль за соблюдением налогового законо­дательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджет­ные фонды;

2.Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков; проводить проверки налогоплательщиков; ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступив­ших суммах налогов и других платежей в бюджет;

3.Информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

4.Осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в Июле 1993 года. Права и обязанности которой были определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.

В конце декабря т1995 года Департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции, которая получила новые более расширенные полномочия. Эта мера была направлена на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения, с целью повышения собираемости налогов.

·Государственный таможенный комитет РФ.

Призван осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

В странах с развитой рыночной экономикой наибольшее воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывают интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение применения компьютерной техники.

Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных пассивов и активов корпораций. При этом важное значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.

1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, разви­тия научно-технического прогресса, внедрения новых управ­ленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет). Главные показа­тели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.

2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, ме­тоды их мобилизации; способы инвестирования — за счет кре­дитов банков или путем выпуска собственных акций и облига­ций; в случае банковского кредита — долгосрочный или крат­косрочный.

3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собствен­ных акций и облигаций.

Таким образом, основными методами финансового управления являются:

· прогнозирование,

· планирование,

· налогообложе­ние,

· самофинансирование,

· кредитование,

· система расчетов,

· систе­ма амортизационных отчислений,

· вопросы стимулирования,

· сис­тема финансовых санкций.