Финансы и Кредит » Роль финансов в расширенном воспроизводстве

3. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возоб­новление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществ­ляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хо­зяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-команд­ной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства высокорентабельных предприятий изымались и пере­распределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им прини­мать оперативные решения, направленные на получение высо­ких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и прежде всего бюджетная сис­тема, путем соответствующего направления средств должны обес­печить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потреб­ности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуще­ствляется межотраслевое и территориальное перераспределе­ние ресурсов для выравнивания уровня экономического и со­циального развития отдельных регионов.

Следует отметить, что расходы из федерального бюджета на фи­нансирование народного хозяйства в реальном выражении в 90-е го­ды сократились. Так, в 1996 г. они должны составить 64 трлн. руб., или 14% от общей суммы расходов федерального бюджета против 33 — 34% в условиях административно-командной системы. С начала 1990 т. отмечается дальнейшее замедление темпов инвестиционной активности. Сокращаются объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны объемы государственных инвестиционных кредитов.

Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере по всем народнохозяйственным комп­лексам. Одна из причин этого — кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпоч­тительна непроизводственная сфера, в частности успешно разви­вается жилищное строительство.

Общий объем инвестиций в народное хозяйство Российской Федерации в 1996 г. должен составить 310 трлн.руб. Однако для обеспечения роста экономики инвестиции должны превышать 700 трлн. руб.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроиз­водстве предприятий различных форм собственности, посколь­ку при их непосредственном участии создается ВВП и проис­ходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в ры­ночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли при­были, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в ре­зультате четырежды проведенной в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах

переоценки основных фондов, возможностей привлечения бан­ковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке' . Доля собственных средств предприятий в общем объеме капиталовложений в настоящее время превысила бюджетные ас­сигнования на эти цели. Так, если в 1994 г. доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций составила 58,3%, то в 1995 г.-62,3%.

Инвестиционную политику в 1995 — 1997 гг. предусматри­вается осуществлять в следующих направлениях:

дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предпри­ятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централи­зованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозв­ратного бюджетного финансирования на кредитование (на воз­вратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюд­жетного финансирования преимущественно для социально зна­чимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственного финансирования инвестицион­ных проектов производственного назначения строго в соответ­ствии с федеральными целевыми программами и исключи­тельно на конкурсной основе;

усиление государственною контроля за целевым расходова­нием средств федерального бюджета, направляемых на инвес­тиции в форме безвозвратного финансирования и кредитова­ния;

значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

использование части централизованных (кредитных) инвес­тиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической пе­рестройки производства;

Финансовый рынок включает рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных капиталов и фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг — акций, облига­ций и др.

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.

• Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное воспроизводство. С начала 1994 г. налогообло­жение предприятий возросло и достигло более 30% ВВП.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, вхо­дят также расходы на образование, здравоохранение, социаль­ное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вы-)ывается во многом требованиями научно-технической рево­люции. Быстрая качественная перестройка производства требу­ет постоянного изменения профессиональной структуры рабо­чей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

И Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.