Экономика » Общая экономика » Национальная валютная политика: пример России

4. Национальная валютная политика: пример России

Анализ основных принципов, в соответствии с которыми обмениваются валюты, и факторов, определяющих динамику валютных курсов, показывает, что через систему валютных отношений достигается динамическое равновесие внутренней экономики в системе мирохозяйственных связей.

Формирование валютной политики государства как инструмента регулирования данного равновесия в значительной степени зависит от установленного режима валютных курсов. В зависимости от того, установлен в той или иной стране режим фиксированных или плавающих курсов, будет применяться различный набор экономических рычагов восстановления нарушенного равновесия.

При фиксированном курсе должны проводиться изменения во внутренней экономике с тем, чтобы при существующем валютном курсе устранить внешний дисбаланс. Например, при дефиците платежного баланса необходимо за счет продажи валютных резервов сокращать денежную массу, ужесточать денежно-кредитную политику со всеми вытекающими дефляционными последствиями до тех пор, пока спрос на национальную валюту не восстановится.

При плавающем курсе возможна другая крайность. Валютный курс под воздействием краткосрочных (спекулятивных) факторов может переоценить макроэкономическую несбалансированность экономики, что может повлечь за собой нежелательные структурные изменения.

Интервенции центральных банков на валютных рынках и активное применение различных денежно-кредитных рычагов в целях воздействия на макроэкономические показатели развития экономики позволяют говорить о том, что в настоящее время ни тот, ни другой режим валютных курсов в чистом виде практически не существуют, хотя эволюция международной валютной системы в целом шла в направлении от режима фиксированных валютных курсов к плавающим.

Ликвидация системы государственной валютной монополии в России

Система валютной монополии государства, существовавшая в условиях централизованной плановой экономики бывшего СССР, являлась неотъемлемым элементом монополии государства на внешнеэкономическую деятельность в целом, а система расчетов с поставщиками экспортной и потребителями импортной продукции обеспечивала поступление в союзный бюджет всех разниц между внутренними и внешнеторговыми ценами.

Расчеты с предприятиями осуществлялись на базе внутренних цен, при этом в бюджет изымались все положительные разницы этих цен с внешнеторговыми контрактными ценами, пересчитанными по официальному курсу рубля, а отрицательные разницы до-тировались из бюджета. Все доходы и расходы бюджета от внешнеэкономической деятельности планировались и отражались в сводном валютном плане, разрабатывавшемся Госпланом СССР.

Госбанк СССР устанавливал единый официальный курс рубля к иностранным валютам по всем видам операций на базе золотого содержания валют. Золотое содержание рубля было рассчитано на базе паритета покупательной способности рубля к другим валютам, так как других объективных критериев его определения в условиях валютной монополии не существовало. После окончательного краха золотого стандарта в международной валютной системе курс рубля был привязан к «корзине» из шести основных валют (именно поэтому с 1972 г. курс доллара к рублю стал «плавать» в зависимости от изменения стоимости данной корзины).

Госбанк СССР имел исключительное право на совершение сделок с валютными ценностями на территории страны, а проведение международных валютных, расчетных м кредитных операций было поручено Внешторгбанку (Внешэкономбанку) СССР.

«Эрозия» системы валютной монополии началась в конце 80-х гг. в рамках концепции совершенствования внешнеэкономической деятельности, когда сначала несколько десятков, а затем все предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешние рынки.

Последовательный демонтаж системы валютной монополии начался после распада СССР. С этого момента важнейшими целями валютной политики правительства России стали:

• достижение конвертируемости национальной валюты;

• поддержание стабильности курса рубля;

• превращение рубля в единственное законное платежное средство на территории России.

С 1992 г. система валютного регулирования претерпела радикальные изменения: был установлен единый валютный курс по всем видам операций, а сам он устанавливался дважды в неделю по итогам аукционов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и носил статус официального курса Банка России.

С мая 1996 г. Банк России отменил механизм установления официального курса рубля в форме привязки к курсу ММВБ и перешел к объявлению ежедневных курсов покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском и биржевом валютных рынках.

Последовательные реформаторские усилия по достижению основных целей валютной политики в конечном счете позволили России с 1 июня 1996 г. принять на себя обязательства по ст. VIII Учредительного соглашения (Устава) МВФ, в соответствии с которыми полностью снимаются все ограничения на валютные операции по текущим счетам и переводам. Тем самым был завершен переход к конвертируемости рубля по текущим операциям, что являлось одной из важнейших целей рыночных реформ в России.

Валютный рынок в России

Основными сегментами валютного рынка в России являются биржи и межбанковский валютный рынок.

Валютные биржи играют в настоящее время ключевую роль прежде всего в силу того, что курсы валюты и объемы операций по результатам торгов на биржах служат ориентиром для сделок на межбанковском и фьючерсном (срочном) валютных рынках.

Механизм торгов на всех биржах в целом одинаков и проводится на основе принципа «жесткого фиксинга». При этом каждая биржа имеет свои особенности в порядке проведения и организации торгов. В общих чертах торги проходят следующим образом.

Перед началом торгов дилеры, представляющие участников торгов, сообщают курсовому маклеру заявки на покупку и/или продажу иностранной валюты. Минимальная сумма покупки или продажи иностранной валюты (лот) равна 10 тыс. долл. США для биржевых торгов по долларам или 10 тыс. марок ФРГ для биржевых торгов по немецким маркам. В качестве начального курса иностранной валюты к рублю используется курс, зафиксированный на предыдущих торгах.

В начале торгов курсовой маклер сообщает о суммах заявок на покупку и продажу валюты. Если общий объем предложения валюты в начале торгов превышает общий объем спроса, то курсовой маклер понижает курс иностранной валюты к рублю, а участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на покупку валюты и/или снимать свои заявки на продажу. В случае, если в начале биржевой сессии объем предложения меньше объема спроса, то при повышении курса иностранной валюты к рублю участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на продажу валюты и/или снимать свои заявки на покупку иностранной валюты.

При достижении равенства спроса и предложения происходит установление фиксированного для текущих торгов курса иностранной валюты к рублю — «фиксинг». По этому курсу происходит расчет по всем заключенным сделкам. С участников торгов биржа взимает комиссию в размере, как правило, не превышающем 0,15—0,2% от объема нетто-покупки (в иностранной валюте) или нетто-продажи (в рублях).

После завершения торгов все его участники получают биржевые свидетельства и операционные листы. Сроки расчетов на различных биржах варьируют от 0 до 7 дней.

Хотя еще и сохраняется достаточно сильная разобщенность российских валютных бирж, однако встает вопрос о формировании единого биржевого рынка в связи с формированием единого рынка торговли государственными ценными бумагами, и первое, что необходимо будет обеспечить, это унификацию системы расчетов на региональных валютных биржах.

В последнее время существенно возросла привлекательность межбанковского валютного рынка за счет усиления его конкурентных позиций по сравнению с биржевым рынком. Имеющиеся на межбанковском валютном рынке риски компенсируются скоростью перечисления средств. Так, здесь преобладают короткие и сверхкороткие сделки с поставкой валют в день заключения сделки или на следующий день (операции « today» и «tomorrow»).

В целом перспективы развития валютного рынка в России связаны с развитием межбанковского валютного рынка. Уже сейчас в отдельные периоды межбанковский валютный рынок опережает биржевой по объему операций в два—три раза. Однако банковский кризис в августе 1995 г., приведший к резкому свертыванию операций на межбанковском рынке, а также события после 17 августа 1998 г. показали, что этот рынок еще не обладает достаточно устойчивой институциональной структурой и без поддержки Центрального банка РФ перспективы данного рынка достаточно неопределенны.

Динамика валютного курса рубля и его регулирование

Стабилизация курса рубля в условиях рыночных преобразований — не только цель валютной политики правительства, но и необходимая предпосылка для достижений финансовой стабилизации экономики в целом.

За пять лет реформ номинальный рыночный курс рубля по отношению к доллару снизился с 60 руб. в октябре 1991 г. до 6000 руб. в декабре 1997 г., а после деноминации — до 24,0— 25,0 руб. к середине 1999 г. Рыночный курс рубля к августу 1998 г. максимально приблизился к курсу, рассчитанному на базе паритета покупательной способности: если в 1992 г. рыночный курс превышал курс на базе ППС более чем в 12 раз, то в середине 1998 г. — всего в 1,5 раза. После девальвации рубля в августе 1998 г. разрыв с ППС увеличился до Трехкратного. Динамику рыночного валютного курса рубля определяли следующие основные факторы:

• инфляция, и прежде всего такие ее показатели, как кредитная эмиссия (точнее, динамика остатков на счетах предприятий, динамика взаимных неплатежей предприятий, наличная эмиссия (динамика массы наличных денег в обращении, индекс оптовых цен, индекс потребительских цен (в том числе по товарам наиболее эффективного импорта);

• динамика процента, особенно соотношение процента по краткосрочным рублевым кредитам и депозитам и процента по валютным кредитам и депозитам;

• государственное регулирование, и прежде всего валютные интервенции Центрального банка РФ на бирже, регулирование конверсионных операций на бирже, экспортные и импортные налоги и тарифы, лицензирование и квотирование во внешней торговле;

• ожидания (курсовые, инфляционные, процентные). В начале рыночных реформ российское правительство предполагало, что курс удастся контролировать косвенным путем, т.е. за счет жесткой монетарной политики и создания стабилизационного валютного фонда, призванного играть на валютном рынке роль мощного психологического амортизатора. Общая схема взаимодействия в связке «эмиссия — курс — объем валютных операций» задумывалась следующим образом: ограничение денежной массы — увеличение спроса на рубли в экономике в целом и рост предложения валюты на бирже — относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара — рост спроса на валюту — нарастание объема биржевых конверсионных операций.

В конкретных условиях отечественной экономики эта схема была существенно скорректирована. Выяснилось, что монетарная политика не в состоянии противостоять инерционной экономической структуре, В результате контроль за ростом денежной массы оказался неэффективным ограничителем роста цен, а последний сопровождался резким нарастанием объема взаимных неплатежей между предприятиями.

Поэтому в течение первых трех лет реформ предложение валюты на рынке в решающей мере корректировалось интервенциями Банка России, а не перераспределением рублевого спроса. В условиях динамичного роста цен, развития инфляционных ожиданий и, как следствие, процесса долларизации экономики спрос на валюту оказывал постоянное давление на рынок.

Иными словами, схема регулирования курса в 1993—1994 гг. выглядела таким образом: интервенции Центрального банка РФ — рост предложения валюты на бирже — относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара — рост спроса на валюту — нарастание объема биржевых конверсионных операций.

Только с 1995 г. после того, как заявление правительства о последовательном проведении жесткой денежно-кредитной политики было реализовано на практике, валютный курс начал адекватно реагировать на ситуацию, складывающуюся на российском денежном рынке.

В июле 1995 г. Центральный банк РФ объявил о введении «валютного коридора», в рамках которого предполагалось удерживать валютный курс рубля в течение заданного периода времени. В условиях стабильного валютного курса привлекательность рублевых краткосрочных активов резко возросла, в связи с чем началась реальная дедолларизация экономики (снижались остатки на валютных счетах и.запасы наличной валюты на руках у физических лиц) и увеличилось предложение валюты на рынке. Удержание курса в рамках заданного коридора потребовало огромных рублевых интервенций Банка России на валютном рынке, что привело к резкому росту его валютных резервов.

«Горизонтальный валютный коридор» сохранялся до июля 1996 г. и, исполнив свою стабилизирующую функцию, был заменен на «наклонный коридор», параметры которого, привязанные к прогнозируемым темпам инфляции, устанавливались ежегодно.

После более чем трехкратной девальвации рубля осенью 1998 г. Банк России принял решение о серьезной корректировке своей валютной политики в условиях глубокого финансово-экономического кризиса в стране. Он начал проводить свою политику в режиме «плавающего» валютного курса без определения границ его отклонений. При этом, используя соответствующие инструменты денежно-кредитной и валютной политики, стремился сглаживать амплитуду резких курсовых колебаний рубля к доллару, зависящих от спроса и предложения валюты на рынке. В то же время эффективность действий Банка России в этом направлении определялась уровнем его золотовалютных резервов (за 1998 г, они сократились на 31,3%, или с 17,784 млрд долл. по состоянию на 01.01.98 г. до 12,223 млрд долл. по состоянию на 01.01.99 г.), а также возможностями государства договориться с внешними кредиторами по своим долгам.

Формирование денежно-кредитной и валютной политики происходило в условиях высокой степени неопределенности и необходимости в короткие сроки вывести страну из тяжелого экономического кризиса. В связи с этим Центральный банк РФ оставил за собой право, в случае, если этого потребуют фактически складывающиеся условия, корректировки проводимой им денежно-кредитной и валютной политики, с тем чтобы она была адекватной экономической ситуации.

На ММВБ в системе электронных лотовых торгов была введена двухступенчатая система проведения биржевых торгов, предполагающая их разделение на две торговые сессии: утреннюю (спецсессия, организованная, главным образом, для обслуживания участников внешнеэкономической деятельности) и дневную (купля-продажа долларов, осуществляемая для иных целей). Установление Банком России официального курса российской валюты на следующий день осуществлялось по итогам утренней спецсессии на ММВБ как средневзвешенный курс по всем заключенным сделкам.

Для обеспечения стабильности российской валюты и ограждения валютного рынка от спекулятивных операций коммерческих банков на утренней спецсессии Банк России ввел дополнения в уже действовавшую систему ограничений:

• колебания курса не должны превышать 15% от средневзвешенного курса доллара, сложившегося в ходе утренних торгов предыдущего дня;

• для участия в торгах банки должны предварительно депонировать всю валюту, которую они хотят продать на сессии, а также все рубли (100% залог денежных средств);

• величина операционной позиции в разрезе каждой иностранной валюты против российских рублей по конверсионным операциям за каждый операционный день должна быть отрицательной или равной нулю (т.е. по итогам каждого рабочего дня банк должен продать валюты не меньше, чем купил для собственных нужд). Данные о величине операционной позиции по конверсионным операциям банки должны ежедневно представлять в соответствующие территориальные управления Центрального банка РФ;

• иностранная валюта, закупленная под импортные контракты, должна храниться на специальном транзитном счете и подлежит перечислению контрагенту в течение 7 дней. В противном случае эта валюта должна быть принудительно продана за рубли;

• для оплаты контрактов по импорту товаров иностранная валюта должна закупаться только на утренней спецсессии. Для оплаты контрактов по импорту работ и услуг иностранная валюта может закупаться на дневной сессии;

• доля экспортной валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, увеличивается с 50 до 75%. Если по истечении 7 дней со дня поступления валютных средств российский экспортер не дал поручение на ее продажу, уполномоченный банк в течение 3 дней самостоятельно должен реализовать необходимую часть валютной выручки на внутреннем валютном рынке по текущему курсу;

• приобретение иностранной валюты за счет средств на рублевых корреспондентских счетах банков-нерезидентов в уполномоченных банках не допускается;

• на специальных торговых сессиях прекращена покупка долларов США уполномоченными банками от своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной валюте физическим лицам (резидентам и нерезидентам) по вкладам (счетам), открытым в уполномоченных банках.

Такое ужесточение системы валютных ограничений в краткосрочном плане позволило стабилизировать валютный курс, однако вступило в противоречие с обязательствами России по снятию всех ограничений по валютным операциям по текущим счетам и переводам в соответствии со ст. 8 Устава МВФ. Поэтому с середины 1999 г. была ликвидирована двухступенчатая система проведения биржевых торгов и вновь возобладала тенденция к снятию значительной части валютных ограничений, введенных в кризисной ситуации после 17 августа 1998 г.


Национальные и мировая валютные системы
Валютные курсы и конвертируемость
Факторы, определяющие валютные курсы